Поделиться
Класснуть

О совах

Еще в период античности люди считали сову священной птицей, которая причастна к волшебству. Загадочным и магическим казалась ее способность видеть ночью. Затем она стала изображаться как атрибут богини мудрости Афины — сидящей у ее ног или на руке. Эту связь подчеркивал Гомер в «Одиссее»:

Фемий кифару поднял и начал прекрасную песню.
И обратился тогда Телемах к совоокой Афине,
К ней наклонясь головой, чтоб никто посторонний не слышал... Гомер. Одиссея. I, 155

Афина называется «совоокой», т. е. наделенной взором совы, способной смотреть вдаль и предвидеть будущее. А. Ф. Лосев пишет:

Для эпохи последовательного зооморфизма ... совиный вид Афины Паллады есть центральное содержание мифа об этой Афине. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Мысль, 1996. С. 26

Ойнохойя с изображением Афины в образе совы. 410–390 гг. до н. э., Лувр
Ойнохойя с изображением Афины в образе совы. 410–390 гг. до н. э., Лувр
Даже в классические времена, когда, казалось бы, о прежнем совином облике Афины напоминал лишь ее гомеровский эпитет «совоокая», этот древнейший пласт мифологии не был еще полностью изжит. Об этом свидетельствуют сохранившиеся изображения олимпийской богини-воительницы в образе сыча. В искусстве Греции сова выступает символом Афин. Если сова появлялась на поле битвы, то считалось, что она предвещает победу в бою.

Священный образ совы чаще всего служит для украшения не повседневных, а ритуальных, культовых предметов. К ним относится и особый тип скифоса с асимметрично расположенными ручками, называемый «глаукс» (по-гречески: «сова, сыч»). Исследователи считают, что этот сосуд является условным изображением совы: горизонтальная ручка — «хвост», а вертикальная — «клюв»). Рядом с сычом на глауксе расположены ветви оливы, священного дерева Афины, такого же посредника между «верхним» и «нижним» миром, как и сыча. И олива, и сыч имеют общий символический ключ.

К числу по-своему магических предметов относятся и монеты. На них также изображалась Афина в образе совы, т. е. покровительницы полиса. Любопытно, что и здесь рядом с совой изображена оливковая ветвь.

Глаукс, V в. до н. э. Музей Эшмолиэн, Оксфорд
Глаукс, V в. до н. э. Музей Эшмолиэн, Оксфорд
Афинская монета, вторая половина VI в. до н. э.
Афинская монета, вторая половина VI в. до н. э.

К классической эпохе древние культы хтонических божеств сменились «небесным», олимпийским культом. Это значило изменения в мифологии. «Подземные» по происхождению боги стали приобретать «небесные» черты. «Податель жизни и смерти» Аполлон, воплощением которого также служили хтонические существа (волки и мыши), трансформировался в благостного бога света и искусств. Хтоническая Афина (сова и змея) стала «верхней», светлой богиней — дочерью небесного отца, появившейся на свет из его головы, а вовсе не из подземных глубин. В декоре этого позднеклассического кратера ясно прочитывается ее противопоставление колебателю земли (а, стало быть, властителю «нижнего мира»), владыке морской бездны Посейдону. Их противостояние подчеркнуто и тем, что сова Афины расположена в верхней, а морское чудовище Посейдона — в нижней части колонны. Здесь сова — уже лишь атрибут, так же, как и в руках римской Минервы из Лувра.

Волютный кратер, изготовленный на территории греческих колоний в Италии. Около 360 г. до н. э., Лувр
Волютный кратер, изготовленный на территории греческих колоний в Италии. Около 360 г. до н. э., Лувр
Минерва, мрамор и оникс, II в. н. э.
Статуя совы с афинского Акрополя. V в. до н. э.
Статуя совы с афинского Акрополя. V в. до н. э.
Статуя совы с афинского Акрополя. V в. до н. э.

Вечное присутствие богини Афины на Афинском Акрополе символизировала статуя совы наряду со скульптурами великого Фидия.